Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является психолого-педагогическое сопровождение семей «группы риска». Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и сохранения психологического здоровья детей.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
* социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
* медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);
* социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями, семьи - мигранты);
* социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
* психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;
* криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.
Механизм выявления неблагополучных семей.
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
Признаки физического насилия в семье проявляются:
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Признаки неблагополучия в семье
При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующей с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.
Алгоритм работы снеблагополучной семьѐй
1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем,
изучениеобращенийсемейзапомощью,изучениежалобдругих родителей.
2 этап:знакомствосчленамисемьииеѐокружением,беседасдетьми, оценка условий их жизни.
3 этап:совместныепедагогическиеконсилиумы поопределению путейсовместных действий.
4 этап:изучениепричиннеблагополучия семьи,еѐ особенностей,еѐцелей,ценностныхориентации.
5 этап:изучениеличностныхособенностейчленовсемьи.
6 этап:составлениекартысемьи.
7 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольныеучреждения,Центрсоциальнойреабилитациидетейи подростков,Центрзащитысемьи,приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)
8 этап:составлениепрограммыработыснеблагополучнойсемьѐй.
9 этап:выводыорезультатахработыснеблагополучнойсемьѐй.
Педагогнедолженбратьнасебяфункциивоспитания,заботыо детях,подменяяродителей,таккакэтопорождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.
Социально-педагогическаяработас различнымитипами семей
Проблемные семьи:
Система задач по психолого-педагогическом сопровождению семей «группы риска»
Этапы |
Организационно- управленческий |
Информационно- просветительский | Содержательный |
Диагностический |
Подбор диагностических методик и диагностических карт семей. |
Выбори апробация образцов технологий работыссемьей |
1.Проведениелокальныхсоциологическихисследованийв рамках ДОУ с целью выявления уровня педагогической компетентности ипсихолого-педагогическихпотребностей. 2.Диагностика с применением методовизучения семьи, что даетполучитьинформациюотродителейи ребенка. 3.Обработкаполученныхданных оструктуресемей воспитанников ДОУ. |
Прогностический |
|
||
Практический |
|
Обобщающий |
Осуществлениекорректировки существующихпрограммно- методических мероприятий. Осуществление циклапросветительских мероприятий |
Составлениерекомендацийпоулучшениюработыпо психолого-педагогическомусопровождениюсемей«группы риска». |
Итоговый |
Оценкаэффективности психолого-педагогического сопровождения семей«группыриска». |
План работы с семьями «группы риска»
Работас детьми |
Работас педагогами |
Работасродителями |
Диагностикапо запросам педагогови родителей Использование традиционных и нетрадиционных методовкоррекции психологического здоровья детей Профилактическая работа по сохранению психологического здоровья детей. |
Беседы с целью выявлениядетей «группы риска» Рекомендациипо работе с детьми «группыриска». Создание педагогической «копилки»с играми и упражнениями, направленнымина сохранение психологического здоровья детей. Беседыс воспитателямипо итогам коррекционной работы (индивидуальные консультации) |
Беседыпозапросу: Рекомендацииповоспитаниюиобщениюсдетьми«группыриска». Анкетирование родителей на выявление детей «группы риска» Создание игротекидляработы с детьми «группыриска»(вдомашнихусловиях).Рекомендациипосохранению психологическогоздоровьядетейвдомашних условиях(памятка для родителей). Беседысродителями(индивидуальныеконсультации)поитогам коррекционной работы. Анкетированиепоитогам работы(Изменениявповедениивашего ребенка). |
Права и обязанности родителей
Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание, и развитие ребенка.
Согласно Семейному кодексу РФ, это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Родители имеют право:
Родители обязаны:
статусуобразовательном учреждении;
профессиональныхобязанностейучителя;
самостоятельно,вслучае,еслиродителинепредоставляют содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).