Консультативный пункт

Круглый стол с родителями и педагогами МКДОУ д/с № 23 «Светлячок»

Тема: «Познавательно речевое развитие детей дошкольного возраста»

Провели:

Воспитатели: Владимирова О.И., Кривобокова О.В.

Учитель-логопед: Мишенина С.А.

Зам. по ВМР: Михайленко В.А.

11.12.2015г.

Цель: Показать важность роли родителей в познавательно речевом развитии детей, с учетом специфики детей с ЗПР. Обсудить вопрос о формах работы по ПРр в семье.

Задачи:

  • Рассказать и показать родителям какая работа с детьми по познавательно речевому развитию проводится в детском саду.
  • Уточнить знания родителей о специфике развитии детей с ЗПР.
  • Показать значимость работы родителей в развитии познавательных способностей и речи детей.
  • Обсудить приемы и формы работы дома с детьми по ПРР.

Предварительная работа: Анкетирование родителей старших и подготовительных групп «Тема». Подготовка видео и фото материалов. Подбор игр, методических материалов, литературы по данной теме для родителей.

Материал: ноутбук для показа презентации; раздаточный материал для работы в подгруппах: термин «Познавательно речевое развитие», карандаши, бумага; рекомендации для родителей оформленные в виде выставки.

Проведение мероприятия:

Родители садятся за столы двумя подгруппами.

Воспитатель.

Сегодняшнее мероприятие посвящено теме познавательно-речевое развитие детей. Актуальность этой темы вызвано спецификой развития детей с ЗПР, так как речь является первым и наиболее видимым показателем интеллектуального развития ребенка.

Содержание нашего круглого стола:

  1. Актуальность темы.
    Кривобокова О.В., воспитатель.
  2. Что такое ЗПР. Особенности познавательного развития детей с ЗПР.
    Мишенина С.А., учитель-логопед.
  3. Как мы работаем над познавательно-речевым развитием детей.
    Владимирова О.И., воспитатель.
  4. Коррекционно-логопедическая работа на логопункте.
    Мишенина С.А., учитель-логопед.
  5. Видео о работе с детьми по познавательно-речевому развитию.
  6. Работа родителей по подгруппам.

1.Собрать термин.

2.Обсудить и предложить формы работы с детьми по познавательно-речевому развитию дома.

  1. Подведение итогов круглого стола.
  2. Рекомендации для родителей.

Познавательно-речевое развитие:

Это деятельность, направленная на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития. Осуществляется в организованной образовательной деятельности по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, по формированию элементарных математических представлений и развитию конструктивной деятельности

Трудно переоценить значение дошкольного возраста в развитии ребенка. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.

Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык — средство общения и познания — является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама.

Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности. Нарушение познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи: как на развитие семантики речи, так и на усвоение языковых закономерностей, на формирование языковых обобщений.

В ДОУ созданы условия для работы по познавательно – речевому развитию дошкольников: картотеки по артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия, способствующие развитию речи детей: материалы для рассказывания (сюжетные картины, художественная литера тура, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры – лото, домино, «Детеныши и их животные» и мн. др.), позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем. Некоторые материалы представлены на нашей выставке.

Логопед

Что такое задержка психического развития?

Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, по уровню психического развития не соответствует календарному возрасту. У детей с ЗПР отмечается замедленный темп познавательного и речевого развития, который в большинстве случаев, компенсируется под воздействием медикаментозного лечения, специального коррекционного обучения и под влиянием временного фактора.

Можно выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.

Наиболее ярким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы (такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.)

Особенности внимания:

А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания:

внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических нагрузках;

снижение объема внимания, т.е. ребенок, удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;

сниженная избирательность внимания, что проявляется в затруднении выделения цели деятельности и условия ее реализации среди несущественных побочных деталей;

сниженное распределение внимания, т.е. ребенок, не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле при их усвоении;

«прилипание внимания», которое выражается в трудностях его переключения с одного вида или способа деятельности на другие, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;

повышенная отвлекаемость.

Особенности восприятия:

темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания;

сужен объём восприятия;

наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг и овал);

наблюдаются проблемы с гнозисом. Дети с трудом узнают зашумлённые и пересекающиеся изображения, с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в «прохождении лабиринтов»;

нарушено восприятие цвета (особенно оттеночных цветов), величины, формы, времени, пространства;

затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи;

физиологический слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие;

затруднён стереогноз (узнавание на ощупь).

Мышление:

недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.;

особенно страдает словесно – логическое мышление. Этот вид мышления в норме формируется у детей к семи годам, а у детей с ЗПР значительно позже. Дети не понимают картинку со скрытым смыслом, загадку, поговорку, пословицу;

не могут без помощи педагога установить причинно- следственные связи;

не понимают скрытый смысл загадки, пословицы …

Речевые нарушения:

Большую роль в структуре дефекта детей с задержкой психического развития играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами:

дефекты звукопроизношение;

недостатки фонематического слуха;

нарушение грамматического строя речи;

особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.

Недостаточная сформированность познавательных процессов, т.е. нарушения внимания, плохая память, низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности, а также низкая познавательная активность зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития в ходе коррекционно-развивающей работы. От уровня познавательной активности детей на занятии зависит количество и качество получаемых ими знаний.

Поэтому, при обучении и воспитании дошкольника с ЗПР в детском саду используются разнообразные методы и приемы, повышающие познавательную и речевую активность детей.

Воспитатель.

Составляющие успешного познавательно-речевого развития детей

Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие детей мы, педагоги, выделили следующие составляющие:

Речь педагога дошкольного учреждения

Формирование представлений об окружающей жизни

Развитие любознательности

Сенсорное воспитание

Игра

Мы стараемся, чтобы во всех видах деятельности дети получали четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвётся, льётся и т.д.); о материалах, из которых они сделаны. Дети приобретают так же знания о природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (например, характерных признаках времён года и с взаимосвязи между этими признаками; типичные особенности животных и связи их образом жизни этих животных и т.п.)

Виды игр.

Одним из средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Игра - специфическая детская деятельность, в которой дети отражают окружающую действительность, выявляют свои знания, делятся ими с товарищами.

Отдельные виды игр по-разному воздействуют на познавательно-речевое развитие детей:

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;

Игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь;

Строительно- конструктивные игры развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.

Чтобы игры активно воздействовали на познавательно-речевое развитие, мы обогащаем содержание игр соответственно возрасту детей.

Дидактические игры.

Особенно важное место в познавательно-речевом воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Например, названия и внешний вид растений; предметов, необходимых для труда; содержание литературных произведений и т.п. Решая умственную задачу в игре, дети упражняются в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам; в выделении свойств и качеств предметов. Например, в играх «что изменилось?», «Чего не стало» ребёнок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картинку и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой формы», «Подбери по цвету», «Кому что нужно для работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек» дети определяют предмет по одному из признаков.

Конечно, все это нужно озвучивать. Речь сопровождает любую деятельность детей.

Логопед

Коррекционно-логопедическая работа на логопункте

С целью проведения коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, в детском саду открыт логопункт. Система коррекционной работы в образовательном учреждении направлена на оказание необходимой коррекционной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи :

Формирование правильного произношения звуков (артикуляторные навыки, слоговая структура слова, развитие фонематического слуха и восприятия).

- упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

• Словесные – Обучение самостоятельному высказыванию.

Заинтересованность семьи в образовательном процессе.

Формирование правильного произношение звуков.

На этом этапе проводится работа по постановке, автоматизации и дифференциации звука в слогах, словах, предложениях и стихах. Работа проводится по индивидуальному плану на каждого ребенка (составляется после обследования. Является самым продолжительным и наиболее трудным. Этап автоматизации может быть продолжительным (от 1 до 5-6 месяцев.

В индивидуальных программах развития выделяются направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные речевые и неречевые нарушения и пробелы в умениях и навыках ребенка с опорой на его сохранные речевые возможности.

Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность.

Индивидуальная программа развития составляется на полугодие и реализуется на индивидуальных занятиях. На каждом этапе коррекции в данную программу включаются блоки, работа по которым может продолжаться в последующем, либо заканчиваться в рамках одного периода и т.д.

Логопедические занятия с каждым ребенком проводятся не реже двух раз в неделю. Продолжительность занятий 15-20 минут).

Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается.

Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

  1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
  2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
  3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
  4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
  5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
  6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Пособия, логопедические игры, тренажеры.

Для успешной работы подобраны и изготовлены пособия:

Пособия, логопедические игры, тренажеры.

Для каждого ребенка индивидуальные и рабочие тетради для занятий с логопедом, воспитателем и дома.

В работе применяются постановочные массажные зонды, шпатели, спирт, вата, салфетки, бумажные и носовые платки.

Формированию и коррекции речевого развития способствуют игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Работа с родителями.

Предложить родителям посмотреть видео материалы о познавательно речевом развитии детей на занятиях в детском саду.

Выполнение задания по подгруппам:

собрать термин что такое «Познавательно-речевое развитие».

Предложить родителям обсудить и написать формы, методы работы по познавательно речевому развитию дома.

Выступление родителей.

Общее обсуждение педагогов и родителей предложенного материала.

Обратить внимание родителей на подготовленную педагогами выставку литературы, методического материал и рекомендаций. Общее обсуждение.

Итог.